Искусственный интеллект в HR-процессах: как и для чего применять. Взгляд партнёра Премии HR-бренд GigaChat

Технологии слишком быстро меняют нашу жизнь. Разобраться с каждой новой, адаптировать под себя и уж тем более получить от неё максимум пользы не так просто. Это касается всех сфер, и HR-индустрия не исключение. О том, что искусственный интеллект — помощник в кадровой работе, говорят не первый год. С другой стороны, обсуждения умных решений пока ещё больше, чем практик. Партнёр Премии HR-бренд GigaChat решил это исправить и собрать вокруг себя как можно больше реальных кейсов с использованием нейросети.

Дарья Скорых
Дарья Скорых
автор статей

Искусственный интеллект в повестке отрасли и Премии HR-бренд

Команда GigaChat на своём опыте знает, как много задач, кроме операционных, можно поручить ИИ. Умные технологии могут сопровождать работника компании на протяжении всего карьерного трека или на определённых его этапах, трансформировать привычные кадровые и рабочие процессы и оставлять компании больше времени на стратегию, креативные задачи и просто «на подумать», уменьшая рутину. Это то, как в общем описывают преимущества генеративных моделей в работе с людьми.

В реальности сценариев использования ИИ и его влияния на HR-процессы и компанию очень много. Эксперты из GigaChat уверены, что, объединяя разный опыт в этой области, компании подскажут друг другу решения, которые качественно поменяют не только HR-процессы, но и оптимизируют другие цепочки действий.

Для этого команда сервиса учредила свою спецноминацию «AI в HR: проекты будущего».

Компания Сбер много инвестирует в исследование и развитие искусственного интеллекта во всех сферах жизни человека. Развитие бизнес-процессов компаний через призму их эффективности, но с учётом человекоцентричности — одно из таких направлений.

Спецноминация при участии GigaChat — возможность собрать как можно больше прикладной информации вокруг генеративных моделей в работе с людьми.
Анастасия Зальцман, руководитель специальных проектов SberDevices

В то же время появление номинации от GigaChat стало реакцией на неоднозначное отношение к технотренду. Часть аудитории видит за нейросетями будущее и уверена, что без них HR-команды будут слабее в битве за кадры. Другие считают искусственный интеллект угрозой человеку в любой компании.

Помню, что во время некоторых панельных дискуссий HR-сообщества, в которых я участвовала, звучали опасения, что искусственный интеллект приведёт чуть ли не к деградации сотрудников, что он сделает ненужными компетенции и труд человека, что не стоит прибегать к помощи технологий слишком часто. К счастью, люди всё равно ими пользуются. Хочется, чтобы компании и руководители делали это без страха и понимали, как много возможностей это даёт при умелом подходе.

Нам важно снять стигму и помочь компаниям сформировать объективное и адекватное представление о современных технологиях. А поскольку ИИ — относительно новое веяние, особенно интересно обсудить его именно на Премии HR-бренд, которая имеет вес в профсообществе и привлекает к себе внимание классных специалистов.
Анастасия Зальцман, руководитель специальных проектов SberDevices

Учредители спецноминации также хотят подчеркнуть, что тренд на технологичность HR-процессов тесно связан с другой устоявшейся тенденцией в бизнесе — человекоцентричностью. Ведь неважно, как далеко ушёл прогресс, за любыми технологиями всегда стоят люди, их опыт и потребности. В этом смысле, вопреки распространённым опасениям, нейросеть становится дополнительным мостиком к человеку, а не от него.

В мировом масштабе часто звучат мнения о том, что ИИ во многих трудовых отраслях скоро полностью заменит людей. На мой взгляд, это слишком радикальные высказывания, и пока такой тенденции глобально не наблюдается. Очевидно, что ИИ позволяет людям делать их работу более приятной и продуктивной. Более того, именно машины превращают процессы в компаниях в более человечные. Ведь сотрудникам больше не нужно выжимать из себя все соки, чтобы выполнить свою задачу. Операционку можно доверить искусственному интеллекту, а самому погрузиться в то, что требует более творческого подхода, размышлений, планирования — в общем, непосредственного участия человека. Кейсы с такими примерами мы и надеемся увидеть в своей номинации Премии.
Артур Сахаров, руководитель специальных проектов GigaChat

Зачем участвовать в специальной номинации GigaChat

Кинуть клич на лучшие практики с применением ИИ неслучайно было решено на площадке Премии HR-бренд. Чтобы разобраться с тем, как работают любые тренды, а уж тем более те, что основаны на высоких технологиях, для начала необходимо достаточно хорошо изучить свою компанию. И только потом внедрять что-то новое. Премия в этом смысле даёт всё, что нужно для глубинной аналитики. А работа с данными — это первый шаг навстречу продуктивной работе с нейросетями.

Мне нравится, как в рамках Премии работают с сопроводительными материалами — всегда есть отчёты, а кейсы собираются в книгу. В прошлой компании, где я работала, мы были участниками Премии и с удовольствием использовали материалы, которые собирались по её итогам. Часто находили там бенчмарки, идеи или статистику, которая помогала обосновать наши решения внутри компании.

Премия — это концентрация того лучшего, что сегодня есть на рынке и в HR-индустрии. Что, с одной стороны, подталкивает подумать о зрелости своих HR-процессов и оценить себя как работодателя, а с другой — увидеть какие-то инициативы, которые вдохновят на новые идеи.
Анастасия Зальцман, руководитель специальных проектов SberDevices

Но, участвуя в номинации «AI в HR: проекты будущего», компании не просто пройдут всестороннюю экспертизу своей HR-функции и смогут расширить свои знания об ИИ. Среди практик, в которых используются генеративные модели, партнёр GigaChat выберет лучшую и наградит представившую её компанию.

Что поможет проекту победить

Процессы на базе алгоритмов — не такая уж редкость в современных компаниях, и здесь важно, чтобы технологии служили людям, а не наоборот. Оценивая практики, жюри будет учитывать скорее не то, что и как автоматизировано и насколько умные эти решения, а время и возможности, которые удалось высвободить благодаря внедрению нейросети.

Нам кажется, что в случае с Employee Journey Map* ИИ должен привести не к тому, что руководители и эйчары станут меньше общаться с людьми. Наоборот, мы ожидаем, что, поручив некоторые задачи машинам, они смогут больше времени и энергии уделять индивидуальным контактам с сотрудниками. Сделать какие-то связи внутри компании более человечными, живыми. А значит, получать куда более качественную обратную связь от команды.
Артур Сахаров, руководитель специальных проектов GigaChat

Принципиально, чтобы, решая задачи с помощью технологий, компании-участницы не забывали о человекоцентричности. Например, если работодатель отдал работу колл-центра искусственному интеллекту, было бы здорово, чтобы он позаботился о рескилинге. То есть не уволил людей, а переобучил их на более востребованные в компании специальности или те, в которых хотят реализоваться сами сотрудники.
Анастасия Зальцман, руководитель специальных проектов SberDevices

Чтобы правильно представить свой опыт, необходимо знать официальные критерии, по которым будут измеряться успешность и перспективность практики. У GigaChat их четыре.

1. Уникальность
Обоснование и описание проблемы, детализация её решения, степень креативности выбранных ИИ-инструментов.

2. Глубина внедрения технологий
Насколько широко проект охватывает подразделения компании, какое влияние оказывает на неё в целом, для всех ли в команде умное решение оказалось доступным и практичным, позаботился ли работодатель, чтобы обучить сотрудников новым техникам работы.

3. Перспектива и возможность масштабирования
Возможно ли применить практику или отдельные её механизмы в других компаниях, полезна ли она для целых отраслей или это эксклюзивное решение, реализуемое в единичных случаях. Преимущество будет на стороне оригинальных решений, но легко тиражируемых.

4. Экономический эффект для бизнеса
Он должен быть показан на конкретных данных. При этом бизнес-успех не должен стоять выше пользы для человека компании, будь то её клиент или сотрудник. Продуктовый подход в проекте — первоначальная гипотеза, исследование, наглядная эффективность кейса — будет также плюсом.

Кому удалось попасть во все эти ожидания и чьи идеи заслуживают особого внимания, узнаем в конце мая на церемонии награждения Премии HR-бренд. А если вы вдруг не сможете присутствовать там лично, умные технологии не оставят вас без информации — онлайн-трансляция будет доступна всем.

* В переводе с английского — карта путешествий сотрудника. Шаги и методы для его развития внутри компании, оформленные в том формате, который в ней предпочитают.

На главную блога